Основной целью профессиональной реабилитации в нашем реабилитационном центре является овладение людьми с ограничениями жизнедеятельности профессиями, востребованными на рынке труда, профессиями, которые позволят им материально себя поддержать и адаптироваться в социуме. Сам процесс профессиональной подготовки является весьма эффективным реабилитационным средством для всех профессий, по которым у нас проводится профессиональная подготовка. Но в этой статье речь пойдет о профессии «живописец» и конкретно о такой учебной дисциплине, как «рисунок».

Изобразительная деятельность играет существенную роль в развитии скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.
Рисование — это не только творчество, но и эффективный инструмент реабилитации. Оно помогает людям с инвалидностью восстановить и улучшить мелкую моторику, что открывает новые возможности для профессиональной деятельности. Включение художественных практик в программу профессиональной подготовки делает процесс восстановления более разнообразным и мотивирующим.
Для людей с инвалидностью и ограничениями жизнедеятельности развитие мелкой моторики – это не просто полезный навык, а необходимость для повседневной самостоятельной жизни, профессиональной реализации и психологического комфорта. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. В тоже время, слабые, не координированные движения пальцев рук напрямую связаны с задержкой речевого развития, что влечет за собой замедление формирования процессов внимания, памяти, восприятия и отражается на развитии интеллекта.
Рисование, как терапевтический метод, сочетает в себе сразу несколько важных аспектов: оно развивает двигательные функции, стимулирует когнитивные процессы и дает возможность творческого самовыражения. Какие же имеются механизмы воздействия техники рисования на моторику? При выполнении художественных упражнений происходит:
— активация мелких мышц кисти и пальцев;
— совершенствование зрительно-моторной координации;
— развитие тактильной чувствительности;
— формирование точности и плавности движений.
Интересный факт: даже простые рисовальные упражнения задействуют около 30 мышц руки и предплечья.

Рисунок, как учебная дисциплина, в профессиональной подготовке, конечно, отличается от уровня рисования в школе. Что же такое рисунок в его профессиональном понимании? Рисунок — это основа изобразительного искусства. Учебный рисунок помогает объяснить формы предмета средствами графики. Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Освоение этой дисциплины способствует развитию координации движений рук, глазомера, пространственного и конструктивного восприятия формы предметов, развитию восприятия пропорций, тона и многих других профессиональных навыков и качеств восприятия, но и имеет большое реабилитационное значение. Тренинги, которые наши слушатели проходят на занятиях по рисунку формируют и развивают такие навыки и функции восприятия, которые самым непосредственным образом влияют на общее развитие, необходимы в быту и в различных областях деятельности.
Обучение слушателей рисунку начинается с постановки руки и освоения различных техник рисования. Вместо привычных столов перед ними мольберты.
Бывает не очень просто снять нервные зажимы с рук, поэтому много внимания уделяется созданию непринужденной, позитивной обстановки, применяются игровые формы работы, чередуется самостоятельная работа с работой под контролем мастера производственного обучения. В ходе обучения, людей с ограничениями жизнедеятельности учат осмысленно выстраивать последовательность выполнения задания, видеть свои ошибки и исправлять их, приобретать вкус к работе, к самостоятельному достижению результата, развитию творческой самореализации.
К концу курса обучения, который длится 1 год 10 месяцев, все, кому удается освоить наш курс в полном объеме, имеют все шансы для поступления в средние профессиональные учебные заведения и «Российскую государственную специализированную академию искусств».