Перейти к содержимому

Социальное сопровождение слушателей в период прохождения профессиональной реабилитации

          В нашем Центре действует многокомпонентная система  индивидуального подхода к проблемам людей с инвалидностью, в которой равнозначны медицинские, социальные и профессиональные аспекты реабилитации через концепцию активной деятельной и творческой модели личности. 

         В этой статье мы расскажем Вам о социальной реабилитации лиц, проходящих профессиональную реабилитацию в Центре.           

         Профессиональная реабилитация является неотъемлемой частью комплекса мероприятий по формированию и восстановлению потребностей и способностей инвалидов осуществлять профессиональную деятельность, и направлена на повышение профессиональной конкурентоспособности личности на рынке труда, содействие в профессиональной и социальной адаптации, для достижения материальной независимости и интеграции в общество.

          В Центре функционирует структурное подразделение – Служба профессиональной реабилитации, где инвалиды могут  получить:

    — профессиональное обучение  по программам подготовки (интеграционные мастерские);

    —  профессиональную ориентацию;

    — производственную адаптацию (производственные мастерские);

           Ежегодно в Центре проходят профессиональную реабилитацию 240 человек, из них 90 человек проживают в благоустроенном общежитии.

          На основании медицинских рекомендаций все обучающиеся, за редким исключением, нуждаются в социальной реабилитации. В связи с чем, помимо профессиональной реабилитации осуществляется и социальная реабилитация по различным направлениям: социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и социокультурная.

             Социальная реабилитация инвалидов представляет собой важный аспект их интеграции в общество и восстановления полноценной жизни. В Центре социальная реабилитация охватывает широкий спектр мероприятий и услуг, направленных на адаптацию и поддержку людей с ограниченными возможностями.

          Социально-психологическое сопровождение обучающихся осуществляется как в индивидуальной, так и групповой форме.

           В индивидуальной форме проводятся психодиагностика, коррекция и консультирование.

          В групповой форме проводятся психопрофилактические сеансы, коррекционно-развивающие занятия и социально-психологические тренинги.

        Социально-педагогическая реабилитация направлена на коррекцию и компенсацию функций, приспособление инвалида к условиям социальной среды педагогическими средствами и методами, такими как:

    -консультирование — помощь в освоении образовательных программ, социальное обучение и воспитание, профилактика явлений дезадаптации;

    -коррекционное обучение – обучение социальному общению, социальной независимости, коррекционное воспитание. Проводится индивидуальное и групповое обучение.

           Индивидуальная работа проводится совместно со многими специалистами Центра: куратором, дефектологом, психологом, социальным педагогом и другими.

            Групповая работа проводится в виде тренингов и игр, которые направлены на снятие тревожности, эмоционального напряжения страха и стрессового состояния.

           Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, создания доступной среды.

    Специалисты Центра обучают слушателей ориентированию в городе, в транспорте, владению и пользованию картами москвича и транспортными картами. Формируют умения и навыки использования приложений Госуслуги, ЕМИАС, МОС.ру, навыки ориентирования в чрезвычайных ситуациях.

          Одним из важных аспектов в социальной реабилитации обучающихся является их социально-бытовая адаптация, которая направлена на восстановление (формирование) способности инвалида к самостоятельному или сопровождаемому проживанию посредством обучения навыкам самообслуживания, бытовой деятельности и персональной сохранности в быту.

    Участие семьи в подготовке лиц с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограничено. И причинами этого являются, как чрезмерная занятость родителей или чаще всего, гиперопека, т.е. желание оградить инвалида от любых семейных обязанностей, желание все сделать за него.

        Для обучения навыкам самообслуживания в Центре разработан проект «Модель квартиры». Квартира разделена на зоны – «бытовая» и «жилая». В «бытовой зоне» имеется кухонная мебель, посуда, приборы, различная бытовая техника.

          На занятиях слушатели:

    -обучаются содержать кухонные принадлежности в надлежащем порядке;

    -обучаются созданию уютной обстановки;

    -учатся сервировать стол и обучаются правилам этикета;

    -обучаются правилами техники безопасности при работе с бытовой техникой;

    -обучаются особенностям стирки одежды и белья, правилами пользования стиральной машиной и многими другими операциями.

         «Жилая комната» обустроена комфортной мебелью. В миниатюре  постарались отобразить все особенности домашнего уюта.

         В период прохождения социально-бытовой адаптации слушатели узнают о гигиенических требованиях к жилищу, учатся производить повседневную уборку помещения, уход за комнатными растениями. Учатся подбирать, ухаживать и хранить  одежду и обувь, постельное белье.

          Значительное внимание уделяется и социокультурной реабилитации.

    Социокультурная реабилитация-это комплекс мероприятий направленный на помощь инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

          У инвалидов отмечаются проблемы в области коммуникации с окружающими, низкого уровня самооценки, в их эмоциональном состоянии часто наблюдается тревожность и неуверенность в будущем, пессимистический взгляд на жизнь. Благодаря современным методам социокультурной реабилитации есть большая вероятность избавиться от вышеперечисленных проблем.

         Их участие в культурной жизни способствует укреплению связей с обществом.  Они участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах, театральных постановках, художественных выступлениях, посещают музеи, экскурсии и другие культурные мероприятия.

            Комплексный подход к  реабилитации инвалидов в реабилитационном Центре является необходимым этапом, способствующим их интеграции в общество. Успешная реабилитация позволяет инвалидам не только вернуть утраченные навыки, но и обрести новые возможности для самостоятельной жизни, восстановить свою социальную активность, повысить качество жизни и достичь большей независимости в обществе.