В нашем Центре действует многокомпонентная система индивидуального подхода к проблемам людей с инвалидностью, в которой равнозначны медицинские, социальные и профессиональные аспекты реабилитации через концепцию активной деятельной и творческой модели личности.

В этой статье мы расскажем Вам о социальной реабилитации лиц, проходящих профессиональную реабилитацию в Центре.
Профессиональная реабилитация является неотъемлемой частью комплекса мероприятий по формированию и восстановлению потребностей и способностей инвалидов осуществлять профессиональную деятельность, и направлена на повышение профессиональной конкурентоспособности личности на рынке труда, содействие в профессиональной и социальной адаптации, для достижения материальной независимости и интеграции в общество.
В Центре функционирует структурное подразделение – Служба профессиональной реабилитации, где инвалиды могут получить:
— профессиональное обучение по программам подготовки (интеграционные мастерские);
— профессиональную ориентацию;
— производственную адаптацию (производственные мастерские);
Ежегодно в Центре проходят профессиональную реабилитацию 240 человек, из них 90 человек проживают в благоустроенном общежитии.

На основании медицинских рекомендаций все обучающиеся, за редким исключением, нуждаются в социальной реабилитации. В связи с чем, помимо профессиональной реабилитации осуществляется и социальная реабилитация по различным направлениям: социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и социокультурная.
Социальная реабилитация инвалидов представляет собой важный аспект их интеграции в общество и восстановления полноценной жизни. В Центре социальная реабилитация охватывает широкий спектр мероприятий и услуг, направленных на адаптацию и поддержку людей с ограниченными возможностями.
Социально-психологическое сопровождение обучающихся осуществляется как в индивидуальной, так и групповой форме.
В индивидуальной форме проводятся психодиагностика, коррекция и консультирование.
В групповой форме проводятся психопрофилактические сеансы, коррекционно-развивающие занятия и социально-психологические тренинги.
Социально-педагогическая реабилитация направлена на коррекцию и компенсацию функций, приспособление инвалида к условиям социальной среды педагогическими средствами и методами, такими как:
-консультирование — помощь в освоении образовательных программ, социальное обучение и воспитание, профилактика явлений дезадаптации;
-коррекционное обучение – обучение социальному общению, социальной независимости, коррекционное воспитание. Проводится индивидуальное и групповое обучение.
Индивидуальная работа проводится совместно со многими специалистами Центра: куратором, дефектологом, психологом, социальным педагогом и другими.
Групповая работа проводится в виде тренингов и игр, которые направлены на снятие тревожности, эмоционального напряжения страха и стрессового состояния.
Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, создания доступной среды.
Специалисты Центра обучают слушателей ориентированию в городе, в транспорте, владению и пользованию картами москвича и транспортными картами. Формируют умения и навыки использования приложений Госуслуги, ЕМИАС, МОС.ру, навыки ориентирования в чрезвычайных ситуациях.
Одним из важных аспектов в социальной реабилитации обучающихся является их социально-бытовая адаптация, которая направлена на восстановление (формирование) способности инвалида к самостоятельному или сопровождаемому проживанию посредством обучения навыкам самообслуживания, бытовой деятельности и персональной сохранности в быту.

Участие семьи в подготовке лиц с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограничено. И причинами этого являются, как чрезмерная занятость родителей или чаще всего, гиперопека, т.е. желание оградить инвалида от любых семейных обязанностей, желание все сделать за него.
Для обучения навыкам самообслуживания в Центре разработан проект «Модель квартиры». Квартира разделена на зоны – «бытовая» и «жилая». В «бытовой зоне» имеется кухонная мебель, посуда, приборы, различная бытовая техника.
На занятиях слушатели:
-обучаются содержать кухонные принадлежности в надлежащем порядке;
-обучаются созданию уютной обстановки;
-учатся сервировать стол и обучаются правилам этикета;
-обучаются правилами техники безопасности при работе с бытовой техникой;
-обучаются особенностям стирки одежды и белья, правилами пользования стиральной машиной и многими другими операциями.
«Жилая комната» обустроена комфортной мебелью. В миниатюре постарались отобразить все особенности домашнего уюта.
В период прохождения социально-бытовой адаптации слушатели узнают о гигиенических требованиях к жилищу, учатся производить повседневную уборку помещения, уход за комнатными растениями. Учатся подбирать, ухаживать и хранить одежду и обувь, постельное белье.
Значительное внимание уделяется и социокультурной реабилитации.
Социокультурная реабилитация-это комплекс мероприятий направленный на помощь инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
У инвалидов отмечаются проблемы в области коммуникации с окружающими, низкого уровня самооценки, в их эмоциональном состоянии часто наблюдается тревожность и неуверенность в будущем, пессимистический взгляд на жизнь. Благодаря современным методам социокультурной реабилитации есть большая вероятность избавиться от вышеперечисленных проблем.
Их участие в культурной жизни способствует укреплению связей с обществом. Они участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях, концертах, театральных постановках, художественных выступлениях, посещают музеи, экскурсии и другие культурные мероприятия.
Комплексный подход к реабилитации инвалидов в реабилитационном Центре является необходимым этапом, способствующим их интеграции в общество. Успешная реабилитация позволяет инвалидам не только вернуть утраченные навыки, но и обрести новые возможности для самостоятельной жизни, восстановить свою социальную активность, повысить качество жизни и достичь большей независимости в обществе.