Перейти к содержимому

Кружковая работа — один из видов организации внеурочной деятельности обучающихся в ГБУ «НПРЦ»

    Ранее в наших  статьях мы Вас неоднократно знакомили  с многопрофильной деятельностью Центра. Одним из направлений комплексной реабилитации в нашем учреждении является профессиональная реабилитация.

    В Центре функционирует структурное подразделение – Служба профессиональной реабилитации, где инвалиды могут  получить:

    • Профессиональное обучение
    • Профессиональную ориентацию
    • Производственную адаптацию (производственные мастерские)

    Во время прохождения обучения, обучающиеся, проходят не только профессиональную, но и медицинскую, социальную и психологическую реабилитацию.

    В рамках реализации учебно-воспитательной работы опытными специалистами в Центре проводится кружковая работа.

    Кружковая работа в реабилитационном центре является  не просто досугом, а мощным и многогранным инструментом реабилитации и абилитации людей с инвалидностью. Ее польза заключается в комплексном воздействии на физическое, психологическое и социальное состояние человека.

    Рассмотрим ключевые аспекты  кружковой деятельности.

    Психологическая и эмоциональная реабилитация:

    • Психологическая поддержка во время обучения; повышение самооценки, мотивации к труду и  уверенности в своих силах; активизация познавательных процессов, снижение тревожности и депрессии. Занятия в кружках стимулируют память, внимание, мышление и воображение, что особенно важно для людей с ментальными нарушениями.

    Социальная реабилитация и интеграция:

    • Развитие коммуникативных навыков и преодоление изоляции; формирование социально — приемлемых моделей поведения, таких как, пунктуальность, ответственность, работа в команде, коммуникабельность, подготовка к жизни в обществе. Для тех, кто долгое время был изолирован, кружок становится «тренировочной площадкой» для возвращения в более широкий социум.

    Физическая реабилитация и развитие моторики:

    • Развитие мелкой моторики, улучшение координации движений, тренировка концентрации и точности движений. Танцевальные кружки, театральные студии, адаптивная физкультура помогают улучшить общую координацию, чувство ритма и владение своим телом. Многие виды труда требуют сосредоточенности и точности движений, что является хорошей реабилитационной гимнастикой.

    Профессиональная реабилитация и профессиональная ориентация:

    Познакомить обучающихся с миром профессий, помочь выявить интересы; приобрести практические и трудовые навыки. Умение планировать работу, доводить начатое до конца, работать аккуратно и ответственно – это важные качества для любой профессиональной деятельности.

    Расширение кругозора и личностный рост:

    Новые знания и интересы; развитие творческого мышления; наполнение жизни смыслом и содержанием. Кружки знакомят с новыми видами искусства, технологиями, культурой. Творческие занятия учат нестандартно мыслить, искать оригинальные решения, что полезно в любой сфере жизни. Регулярные занятия дают структуру дня, стимул выходить из дома, ставят перед человеком цели и задачи, делая его жизнь более насыщенной и осмысленной.

    В ГБУ «НПРЦ» обучающиеся в течение года могут заниматься в кружках и секциях по нескольким направлениям:

    • художественно-творческое;
    • прикладное и техническое;
    • познавательно-исследовательское;
    • спортивно-оздоровительное;
    • социально-коммуникативное.

    Одно из наиболее универсальных и эффективных направлений — художественно-творческое. Занятия по данному направлению позволяют участникам выражать свои чувства, фантазии и внутренние переживания в доступной и безопасной форме, воплощая их в жизнь через создание различных образов. Особенно значим этот подход для обучающихся с речевыми нарушениями, аутизмом, нарушениями интеллекта, у которых вербальное выражение эмоций затруднено. Например, в кружках по вокальному и хоровому пению, хореографии, театральном кружке, участники могут проигрывать бытовые и сказочные ситуации, осваивая социальные роли, тренируя мимику, жесты, речевые конструкции. Такие занятия способствуют снижению тревожности, развитию способности сочувствовать и понимать переживания других людей.

    Занятия в кружках по прикладному и техническому творчеству дают  ощущение результата и практической значимости своего труда. При этом развивается мелкая моторика, пространственное мышление, зрительное восприятие, творческий и рациональный подход к решению поставленных задач, формируется усидчивость и аккуратность.

    Познавательно-исследовательское направление представлено кружком по садово-парковому дизайну «Зеленая планета», адаптированным под разный уровень подготовки участников. Это направление также имеет высокий потенциал, так как лица с ограничениями жизнедеятельности нередко обладают выраженным интересом к окружающему миру, особенно если информация подается наглядно, эмоционально и с учетом индивидуальных особенностей восприятия. Даже простые наблюдения за погодой, ростом растений, проведение опытов с семенами и саженцами вызывают живой интерес и развивают познавательную активность.

    Необходимо выделить и спортивно-оздоровительное направление. Для многих лиц с ограничениями жизнедеятельности физическая активность не только возможна, но и необходима. Кружки подвижных игр, лечебной физкультуры, адаптивных видов спорта (плавание, мини-футбол, настольный теннис, дартс и другие), способствуют укреплению здоровья, повышению выносливости, координации движений. Кроме того, участие в командных видах спорта развивает чувство сопричастности, учит взаимодействию и взаимопомощи.

    Огромное значение имеют занятия по социально-коммуникативному направлению. Многие наши обучающиеся испытывают трудности в общении, не умеют регулировать поведение в коллективе, плохо понимают нормы взаимодействия. Тренинги по развитию коммуникативных и бытовых навыков, театральные инсценировки, конкурсы, тематические вечера, клубы по интересам, позволяют в непринужденной атмосфере формировать базовые коммуникативные умения.

    Выбор конкретного направления кружковой работы зависит от возрастной группы, структуры нарушений и интересов обучающихся.

    Кружковая работа в нашем Центре – это без сомнения действенный инструмент развития личности и социализации, формирования познавательных потребностей и способностей каждого участника. Грамотно организованная внеурочная деятельность способна компенсировать многие ограничения, раскрыть скрытые способности и подарить участникам чувство значимости.