В современном мире, где забота о ментальном здоровье становится все более важной, нейробика предлагает инновационный и доступный подход к поддержанию когнитивных функций и социальной активности получателей социальных услуг, проживающих в ГБУ «НПРЦ» в психоневрологическом интернате (ПНИ).
В отделениях ПНИ, предоставляется комплекс услуг лицам, с различными психоневрологическими заболеваниями. Главное в работе с данными людьми — это получение ими позитивных эмоций от общения, вовлечения в групповую деятельность, пробуждение интереса к занятиям, интеллектуальной и трудовой деятельности, тренировка памяти, внимания, мышления и других познавательных процессов. Одним из важных условий реализации данной методики является учет личностного потенциала получателей социальных услуг (с учетом возраста, уровня развития социальных навыков, состояния здоровья, нуждаемости в посторонней помощи).
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире регистрируется почти 10млн. новых случаев деменции, в 2023 году в мире насчитывалось более 55 млн. человек, страдающих от приобретённого слабоумия. И прогноз неутешителен: к 2030 году количество людей с подтверждённым диагнозом «деменция» или «болезнь Альцгеймера» достигнет 78 млн. человек, а к 2050 году – 139млн. человек. Согласно статистике от 3 до 20% пожилых людей старше 65 лет сталкиваются с тяжелыми когнитивными нарушениями в виде деменции.
Пожилой возраст сам по себе уже является одним из существенных и независимых факторов риска развития когнитивных функций, а для лиц страдающих тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями, еще более отягчает их качество жизни, их психоэмоциональное состояние.
Что такое когнитивные функции простыми словами? Когнитивные функции в психологии — это психические процессы, которые помогают человеку рационально познавать и анализировать окружающий мир, адаптироваться к его условиям и взаимодействовать. Они позволяют обрабатывать информацию: принимать, интерпретировать, анализировать, хранить и передавать. Когнитивные функции важны для повседневной жизни, выполнения рутинных задач, помогают адаптироваться к новым условиям, пользоваться имеющимися знаниями. Благодаря этим функциям человек может жить полноценной жизнью: читать, считать, ориентироваться во времени и пространстве, взаимодействовать с другими людьми.
В результате снижения качества когнитивных функций, вызываемых различными заболеваниями, человек:
- Испытывает проблемы с памятью
- Хуже справляется с делами
- Испытывает проблемы с речью
- Теряется во времени и пространстве
- Имеет неряшливый внешний вид
- Переспрашивает одно и то же много раз
- Кладет вещи в несвойственные места
- Путается между объектами и предметами
- Испытывает частые перемены в настроении
- Впадает в депрессию, апатию, теряет интерес к жизни
Учеными установлено, что на каждом жизненном этапе мозг нуждается в укреплении, своеобразной тренировке. Человеческий организм имеет удивительную способность самообновления, в результате этого на протяжении всей жизни клетки головного мозга производят новые нейроны (в быту нервная клетка). И в этом поможет, такая методика, как нейробика. Нейробика включает в себя специальный комплекс простых упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга к разного рода работе в любом возрасте.
Нейробика. Что это такое? Слово – «нейробика» состоит из слов «нейрон» и «аэробика», т. е. аэробика для нейронов.
Основным отличием данной методики от многих других является то, что упражнения нейробики затрагивают все пять органов чувств человека: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Причем используются они необычным образом и в максимально непривычных комбинациях, что помогает мозгу создавать много новых ассоциативных связей между различными видами информации.
В чем польза от занятий по коррекции когнитивных нарушений с применением элементов нейробики?
Тренируя мозг интеллектуальными занятиями, происходит воздействие на когнитивные способности, а применяя упражнения нейробики, мы добиваемся активной работы обоих полушарий:
- Нейробика изменяет привычный стиль нашей жизни, обогащая ее новыми впечатлениями.
- Поддерживает мозг в тонусе и представляет собой отличную профилактику старческого слабоумия.
- Помогает лучше концентрироваться и усваивать новые знания, поддерживать свой головной мозг в рабочей форме и избежать ухудшения памяти.
Мозг необходимо поддерживать в «рабочем состоянии», не давать ему «уснуть».
Основной Целью проводимых, социальной службой нашего Центра, занятий с получателями социальных услуг по коррекции когнитивных нарушений с применением элементов нейробики, является поддержание в рабочем состоянии, остаточного когнитивного резерва с целью улучшения их качества жизни, сохранения и продления социальной активности, преодоления барьеров общения.
Преимущества нейробики для различных аспектов жизни:
- Познавательная: улучшение памяти, внимания, скорости мышления, активизация тренировка речи, ориентация в пространстве, времени.
- Эмоциональная: создание положительной эмоциональной атмосферы, снижение тревожности, повышения настроения, ощущения удовлетворенности, пользы от проделанной работы.
- Социальная: развитие навыков общения, снижение изоляции, вовлечение в групповую деятельность, способствующую развитию коммуникации, раскрытие творческого потенциала.
- Бытовая: повышение самостоятельности в быту, сохранение навыков самообслуживания.
С проживающими в психоневрологическом интернате проводят регулярные практические занятия, адаптированные под возможности и интересы конкретных людей. Вот несколько примеров упражнений по нейробики:
Упражнения для развития нейропластичности мозга:
- Занятия по развитию мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика

Интеллектуальные игры и упражнения:
- Изменение привычных маршрутов (прогуляться по территории Центра новым путем, обращая внимание на ранее не замеченные детали).
- Зеркальное рисование (одновременно рисовать зеркально одинаковые фигуры обеими руками).
- Тактильные игры (создание узоров из круп и песка).
- Музыкальные ассоциации (прослушивание различных мелодий и обсуждение воспоминаний и образов, которые они вызывают).
- Новые ароматы (ассоциировать различные запахи (кофе, пряности, цитрусы) с определенными воспоминаниями или эмоциями).
- Угадай предмет (с закрытыми глазами на ощупь определить различные предметы, опираясь на их текстуру, форму, температуру).
- Сочинение сказок и рассказов
- Творческие мастерские и многое другое.
Нейробика – это не просто зарядка для ума. Это мост к активной и полноценной жизни людей, проживающих в психоневрологическом интернате. Она напоминает каждому, что возможности для развития и радости есть в любом возрасте и в любых обстоятельствах. Простые и доступные упражнения способны подарить уверенность в себе, радость открытий и тепло человеческого общения. Как показала практика, регулярные занятия приносят значительные результаты: ясность ума, хорошее настроение и сохранение социальной активности.