Психоневрологический интернат (ПНИ) является структурным подразделением ГБУ «Научно-практический реабилитационный центр», предназначенным для оказания услуг социального обслуживания в стационарной форме на условиях постоянного, временного или пятидневного пребывания.
В ПНИ проживают граждане пожилого возраста, страдающие психическими расстройствами, и инвалиды 1 и 2 групп, вследствие психических расстройств, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, а также оказании им комплексной социальной и медицинской помощи.
Социально-психологическая помощь оказывается людям с различными психоневрологическими заболеваниями, нуждающимся в развитии и коррекции качеств личности и психических функций, необходимых для успешной социализации в обществе, восстановлении и формировании недостаточных или утраченных когнитивных, мотивационных и эмоциональных ресурсов личности, навыков, знаний, умений, обеспечивающих интеграцию в общество.
Одним из важных принципов работы является индивидуальный подход к каждому человеку, с учетом его психологических, физических, социальных, возрастных возможностей, особенностей и потребностей. Поэтому социально-психологическая работа в разных отделениях имеют свою специфику.
В ПНИ функционирует 3 отделения, предназначенные для получателей социальных услуг в возрасте от 18 лет.
Проживающие в отделении для ослабленных, имеют высокий уровень социальной активности, полностью владеют бытовыми и трудовыми навыками, принимают активное участие в общественной жизни интерната, имеют широкий круг интересов и общения, пользуются средствами коммуникации. И здесь главная задача психолога – формирование социальной компетентности, адекватного социально приемлемого поведения в обществе, а именно: ответственного отношения к своим обязанностям, навыков эффективного общения и сотрудничества, организованности, самоконтролю, разрешению конфликтных ситуаций. И самое главное подготовка к самостоятельному проживанию.
В отделении интенсивного ухода проживают инвалиды с низким уровнем социальной активности, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию, с нарушением форм поведения и нуждающиеся, по состоянию здоровья, в постоянном наблюдении и медицинской коррекции психического состояния. Основной задачей психологов в этом отделении, является формирование трудовой мотивации, развитие навыков адекватного общения, вовлечение в реабилитационные мероприятия и жизнь интерната, коррекции познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
В отделении Милосердия (сестринского ухода) предоставляется комплекс услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями, полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Главное в работе психологов с данными людьми это получение позитивных эмоций от общения, вовлечения в групповую деятельность, пробуждение интереса к занятиям и к интеллектуальной деятельности, тренировка памяти, внимания и других познавательных функций.
Для многих проживающих в ПНИ психологическая помощь воспринимается, как возможность «выговориться», и в этом случае задача психолога – создать безопасное, доверительное пространство, где человек сможет высказаться.
Начальным этапом социально-психологической помощи является психологическая диагностика, которая начинается с личного знакомства, установления контакта, изучения основных ограничений и особенностей. Это особенно важно при работе с вновь прибывшими получателями социальных услуг, в период их адаптации в отделениях ПНИ. Психологическая диагностика проводится в виде наблюдения, беседы, опроса, анкетирования, тестирования, патопсихологического исследования.
Другим направлением деятельности психолога в ПНИ, которое оказывается индивидуально, является психологическое консультирование, которое направлено на установление контакта с получателем социальных услуг. В ходе беседы, интервью, наблюдения, активного и эмпатического слушания выявляются психологические трудности, стоящие перед клиентом и оказывается помощь в решении внутри личностных проблем, проблем межличностного взаимодействия, предупреждение и преодоление социально-психологических трудностей, определяются возможные пути решения.
Социально-психологический патронаж, как еще одно из направлений деятельности психолога в ПНИ проводится с целью выявления факторов и ситуаций возникновения межличностных конфликтов и психологического дискомфорта, оказания при необходимости ситуативной психологической помощи. Социально-психологический патронаж направлен на систематическое наблюдение за проживающими и своевременное выявление ситуаций психологического дискомфорта, и оказание необходимой в данный момент помощи.
Особое внимание психологов ПНИ направлено на социально-психологическую профилактику, то есть на преодоление психологических трудностей и проблем проживающим, предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии и созданию социально-психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Социально-психологический тренинг, как еще одно направление, проводится для развития навыков самопознания, самопонимания, выработки навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости. В своей работе психологи ПНИ применяют такие социально-психологические способы как, арт-терапия, музыкотерапия, изо-терапия, эрго-терапия, ретро-терапия, библио-терапия, игро-терапия, сказо-терапия и др.
В своей работе психологи ПНИ применяют такие социально-психологические способы как, арт-терапия, музыкотерапия, изо-терапия, эрго-терапия, ретро-терапия, библио-терапия, игро-терапия, сказо-терапия и др.
Для оказания психологической помощи оборудованы и функционируют кабинеты психологов, где имеются диагностические инструментарии, таблицы, дидактические материалы и пособия, рабочие тетради, развивающие игры, книги и пр.
Подходы, используемые при оказании социально-психологических услуг, разнообразны и охватывают широкий спектр работы, от психокоррекционного воздействия и психологического консультирования, до игровых, арт-терапевтических и др. методов, используемых как в индивидуальном, так и в групповом формате, с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей и цели достижения результатов.