Уже более 10 лет в ГБУ «НПРЦ» мобильные бригады предоставляют возможность москвичам получать комплекс реабилитационных услуг в стенах своего дома направленных на восстановление, оздоровление, как физического, так и психологического состояния здоровья, социальную адаптацию и реабилитацию, с применением медицинских, социальных, педагогических и психологических технологий. Одной из реабилитационных услуг является логопедическая помощь.
Люди, перенесшие инсульт, черепно-мозговые травмы, болезни нервной системы и другие заболевания, могут испытывать трудности с речью, языком и коммуникативной способностью. Логопедическая реабилитация помогает им восстановить или частично восстановить утраченные навыки.
В каждом конкретном случае логопед подбирает методы работы индивидуально, исходя из диагностики, целей и задач реабилитационного процесса.
Процедуры оценки, диагностики и обучения в работе логопеда, особенно в мобильном реабилитационном отделении, включают в себя несколько важных этапов, направленных на выявление нарушений речи, уровня развития коммуникативных навыков и определение индивидуального плана коррекции и самой реабилитации.
В процедуру оценки и диагностики входит изучение медицинской документации, оценка состояния человека, с использованием специальных тестов и шкал, наблюдения и практических заданий, анализа речевого поведения и коммуникативной функции.
Внимание уделяется также невербальным аспектам коммуникации, таким как контакт глазами, жесты, мимика.
По результатам диагностики, проведенной специалистом, разрабатывается индивидуальный план коррекционных и развивающих мероприятий, определяются конкретные, измеримые, достижимые, актуальные цели реабилитационного процесса. Осуществляется подбор специализированных методов и техник, нацеленных на устранение речевых нарушений и развитие коммуникативных навыков, учитывая индивидуальные особенности реабилитанта.
Методы работы логопеда могут значительно различаться в зависимости от возраста реабилитанта, характера и стадии расстройства речи, а также целей и задач, стоящих перед специалистом. Однако есть ряд основных методик, которые широко применяются в практике логопедической работы, такие как дыхательная и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, игровые методики, методика наглядно-практических действий и др.
Для активизации речевого аппарата специалисты мобильной службы применяют логопедический массаж мимической и артикуляционной мускулатуры, активизирующий речевой аппарат. С его помощью можно повысить или снизить тонус мышц лица, увеличить объем движения языка, снять напряжение, уменьшить тремор, улучшить глотание.
Для отработки различных положений губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время говорения, используется специальная артикуляционная гимнастика. Находясь перед зеркалом, человек самостоятельно или с помощью логопеда проделывает ряд упражнений, необходимых именно при его форме дизартрии.
Из-за различных нарушений речь человека с ДЦП может быть монотонна и невыразительна, поэтому специалист работает не только с мускулатурой, но и с дыханием, тембром голоса, скоростью речи, ее интонационной окраской.
В спектр задач логопеда входит также восстановление, расширение объема памяти и внимания. Ведь когнитивные функции — это база, на которой строится наша способность говорить и воспринимать речь.
По окончании курса логопедических занятий у реабилитантов мобильного реабилитационного отделения Центра повышается общая активность, внимание становится более устойчивым, уменьшается тонус мышц артикуляционного аппарата, увеличивается их подвижность, речевая активность становится выше.
Во время логопедических занятий дома осуществляется поддержка, как самого клиента, так и его семьи. С ними проводятся консультации по дальнейшей работе с родственником для восстановления коммуникативных способностей, речи, памяти и др.